Век надежности

Телефонной связи в Челябинске исполнилось 115 лет. За это время местная сеть прошла много испытаний, в том числе и метеоритом, но сохранила главное — надежность связи

Челябинская область и полтора века назад была в пионерах внедрения современных способов связи. Толчком к развитию телефонии в мире считают устройство для передачи звука, запатентованное Александром Беллом в 1876 году. Трудно поверить, но спустя всего пару лет телефонная связь появилась в Катав-Ивановском горном округе. В 1881 году первая на Урале линия протяженностью 50 км объединила Катав-Ивановск, Юрюзань, Усть-Катав и станцию Вязовую. Москва и Санкт-Петербург в то время только присматривались к этой технологии.

Прогресс охватил горнозаводскую зону намного раньше Челябинска. Столице Южного Урала потребовалось несколько лет на создание первой телефонной станции, обслуживавшей частные аппараты. В тестовом режиме челябинская телефонная станция заработала в конце января 1906 года, а официально в полную силу ее запустили в феврале 1906-го.

Первыми абонентами городской телефонной станции были богатые челябинцы, коммерческие предприятия и учреждения. Подключение телефона обходилось в 130 рублей: если перевести в современную денежную систему, это около 181,3 тыс. рублей. Еще 35 рублей (около 49 тыс. по современным меркам) приходилось платить за обслуживание. Несмотря на высокую цену, спрос на подключение был. К концу первого года работы телефонная станция обслуживала 99 абонентов, к 1910 году их стало 191, а к 1917-му — уже 346.

В справочнике 1926 года в Челябинске зарегистрировано 416 номеров, из них 62 — за квартирами. В этом справочнике приводятся правила для желающих обзавестись телефоном или кому-либо позвонить. Так, занимать аппарат разговорами рекомендовалось не более пяти минут. Разговор с телефонистками должен был быть четким и по делу: нужно было только назвать номер абонента и никаких лишних «прошу», «пожалуйста» и «будьте добры».

В 1930-х годах на улице Кирова в Челябинске развернули строительство Дома связи. Его открыли в 1935 году, а чуть позже там оборудовали зал междугородней телефонной связи. В конце 1960-х телефонную станцию с улицы Кирова перенесли в здание на улице Воровского, где она работает до сих пор.

Но даже к концу 1980-х годов телефон для многих челябинцев был роскошью. Аппараты были далеко не в каждой квартире, и для оперативной связи люди продолжали пользоваться таксофонами.

В других южноуральских городах с телефонами было намного хуже. В 1995 году, когда в Челябинской области только начинали строить цифровые автоматические телефонные станции и меняли провода на оптоволокно, в регионе было всего чуть более 700 тыс. абонентов. Пика телефонизации Южный Урал достиг лишь к 2005 году — тогда подключили уже около 1,3 млн абонентов. А дальше активно начали развиваться сотовые сети, и стационарные телефоны многим стали не нужны.

Кстати, в 2013 году после падения челябинского метеорита устояла только стационарная телефония: оповещение населения в первые часы после происшествия было организовано именно по стационарным телефонным аппаратам. Почти весь тот день 15 февраля они служили единственным средством коммуникации со всем остальным миром. Вот что такое связь с хорошей историей.

Специально к годовщине челябинский портал 74.ru при поддержке «Ростелекома» подготовил большой репортаж о том, как технический прогресс менял традиционную телефонию. Героиней материала стала старший специалист службы справочно-информационного обслуживания Челябинского филиала Надежда Жиделева. Потому что связь — это не только технологии, но и прежде всего люди.

В материале использованы фотографии и коллажи портала 74.ru и Государственного исторического музея Южного Урала.

Поделитесь в соцсетях
Вернуться назад

Читать также

Закрыть
Адрес редакции vestnik@rt.tu